Человек сильнее техники: как спортсмены преодолевают травмы

Рубрика: 

Белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» в преддверии старта на ралли «Шелковый путь» тренирует новые составы экипажей.

 

Ралли-рейды — это экстремальные соревнования, где во главе угла стоят выносливость, хладнокровие и умение действовать в непредсказуемых условиях. Экипажи проходят сотни километров по бездорожью, ориентируясь по указаниям дорожной книги и собственному опыту. Здесь важны не только скорость, но и точный расчёт, командная слаженность, техническая подготовка и стратегия.

 

И хотя на трассе случаются непростые гоночные ситуации, они воспринимаются спортсменами как часть естественного хода борьбы с дистанцией. Всё происходит под строгим контролем безопасности. За более чем вековую историю автоспорта меры защиты эволюционировали настолько, что риски для здоровья сегодня сведены к минимуму. Благодаря технологиям и высоким стандартам подготовки этот зрелищный вид спорта стал не только быстрее, но и значительно безопаснее.

 

Инцидент на трассе — и путь к восстановлению

 

В сентябре 2024 года на финальном спецучастке заключительного этапа чемпионата России по ралли-рейдам грузовик под управлением Виталия Мурылёва из команды «МАЗ-СПОРТавто» оказался в широкой промоине и перевернулся. Пилот, штурман Александр Швед и механик Андрей Коптик были оперативно доставлены в медицинский центр для обследования. Несмотря на то, что организаторы прилагают максимум усилий для обеспечения безопасности, гоночные инциденты — неотъемлемая часть спорта на пересечённой местности.

 

Дорожная книга составляется подробно, с чёткой маркировкой всех опасных участков. Однако в гонке, особенно в грузовом зачёте, экипажи часто «режут» траекторию, чтобы выиграть секунды на дистанции. При таких срезках возрастает риск наткнуться на элементы естественного рельефа, расположенные чуть в стороне от основного трека.

 

В этом случае экипаж допустил ошибку в выборе траектории. Каркас безопасности и спортивные ремни надёжно сработали, защитив спортсменов от последствий, хотя избежать компрессионных травм не удалось. Это один из наиболее типичных видов повреждений в ралли-рейдах и классическом ралли, с которыми спортсмены сталкиваются регулярно. Восстановление после таких случаев может занять недели или месяцы — как физически, так и эмоционально. Ведь даже после незначительных ДТП в повседневной жизни не каждый водитель быстро возвращается за руль. А у этих ребят — совсем другие скорости, нагрузки и ставки.

 

Назад в бой: снова в строю

 

На первый этап чемпионата России по ралли-рейдам 2025 года, завершившемся в Астрахани 20 апреля, команда «МАЗ-СПОРТавто» заявила два экипажа. Сергей Вязович вышел на старт с Павлом Гараниным и Андреем Крагельским, а Павел Мурылёв — с Сергеем Сачуком, пересевшим в кресло штурмана, и механиком Артёмом Чалевичем. Вместе с ними на гонку отправился и экипаж Виталия Мурылёва, который в этот раз не принимал участия в заездах, но выполнял важную роль — ребята работали ночными механиками команды.

 

Восстановление после осеннего инцидента заняло несколько месяцев: спортсмены проходили реабилитацию в Республиканском научно-практическом центре спорта в Минске. Автоспортивные травмы требуют не только времени, но и постоянного контроля под наблюдением специалистов. Особенно в дисциплине, где на первый план выходят выносливость, реакция и устойчивость к стрессу — ведь потеря формы напрямую влияет на результат.

 

Невозможное возможно — когда ты в экипаже

 

«Процесс восстановления, можно сказать, уже завершился — сейчас возвращаем физическую подготовку», — рассказал в дни бахи «Золото Кагана» Виталий Мурылёв, вновь занявший место за рулём спортивного грузовика, пусть пока только на тренировках. — «Не скрою, были волнения: останется ли темп, появится ли дискомфорт — но всё в порядке, пора двигаться дальше. Со стороны трудно судить, но мы давно в этом спорте. Каждый в экипаже чётко знает, что делать в любой ситуации — это и даёт уверенность».

 

Александр Швед также провёл тренировочную сессию — на позиции штурмана в экипаже Сергея Вязовича. «В целом всё в порядке. Поддерживаем форму, тренируемся, плаваем, занимаемся ЛФК, — сказал он. — Вроде даже неплохо всё в грузовике получается. По самочувствию никакого дискомфорта не возникло. Были, конечно, разные мысли, но желание вернуться зашкаливало. Сел — и всё как будто само собой стало на место».

 

Андрей Коптик пока не участвовал в тренировочных заездах: «Реабилитация была долгой. Сейчас почти ничего не беспокоит, хотя кое-что ещё даёт о себе знать — врачи говорят, что это временно. В грузовик пока не садился, но на гонке дел хватает — работать ночным механиком тоже интересно и полезно».

 

Мозаика «МАЗ-СПОРТавто»: составы, перемены и перспективы

 

До старта Международного ралли «Шелковый путь» у «МАЗ-СПОРТавто» остаются три «подготовительных» гонки — и одна из них уже позади. Пока не ясно, успеют ли Виталий Мурылёв, Александр Швед и Андрей Коптик восстановиться в полной мере: спортсмены нацелены вернуться в строй, однако окончательное решение остаётся за врачами.

 

На астраханской бахе команда уже провела первые эксперименты с составами экипажей. В тройке Павла Мурылёва, брата Виталия, в роли штурмана впервые выступил механик Сергей Сачук — для него это был дебют с новыми обязанностями.

 

«С места штурмана всё воспринимается абсолютно иначе — рельеф, работа машины, — рассказывает Сачук. — Нагрузка совсем другая. В кресле механика ты видишь рельеф, можешь подсказать пилоту, где-то сгруппироваться. А здесь, следя за роудбуком и приборами, теряешь часть обзора и не всегда понимаешь, откуда может «прилететь»».

 

Несмотря на начальное волнение, Сачук настроен на дальнейшее развитие. «Когда я впервые сел механиком, тоже нервничал — ладони потели. Но потом пришло понимание — что и как делать в любой ситуации, — говорит он. — Наш механик тоже едет, переживает. Мы все волнуемся. У нас молодой пилот, молодой штурман, молодой механик — весь экипаж в стадии становления».

 

Впереди — Шелковый путь

 

Команда продолжит обкатку новых сочетаний уже на следующем этапе. «В планах — участие в бахе «Арчеда», там мы также, скорее всего, продолжим эксперименты с экипажами, — поясняет руководитель команды Сергей Вязович— Надеюсь, что на старте ралли «Шелковый путь» зрители увидят три наших автомобиля. Мы хотим подготовить ещё нескольких ребят — пилотов, штурманов, механиков. Работа в этом направлении уже началась».

 

На астраханской бахе грузовик Павла Мурылёва занял второе место, уступив экипажу Богдана Каримова из «КАМАЗ-мастер», в то время как тройка Сергея Вязовича финишировала пятой в зачёте Т5 из-за устранения поломки прямо по ходу скоростного этапа. Однако главная цель сезона — участие в юбилейном, пятнадцатом издании ралли-марафона «Шелковый путь», которое состоится в июле.

 

Команда «МАЗ-СПОРТавто» выходит из непростого межсезонья с обновлёнными силами и чёткой задачей: не только восстановить спортивную форму, но и заложить основу для будущего, привлекая и обучая новых членов экипажей.

 

 
 
aRuma бесплатная регистрация в каталогах тендерный кредит
Доставка грузов

регистрация в поисковиках

Яндекс.Метрика