Рубрика:
15 июля в Улан-Баторе завершилась одно из самых ярких и запоминающихся соревнований в истории Проекта.
2024 год — особенный в истории Международного ралли «Шелковый путь», Проекту исполнилось 15 лет. Ралли впервые стартовало в 2009 году и сразу вошло в число самых экстремальных состязаний планеты. С тех пор экипажи проехали десятки тысяч километров, побывали во множестве городов и стран, и каждый раз Дирекция гонки готовила для участников уникальный и неповторимый маршрут. И в 2024 году он был разнообразнее и сложнее, чем когда-либо.
14-е издание ралли «Шелковый путь» стартовало в Томске и провело спортсменов по горному Алтаю и самым живописным пейзажам Монголии через скоростные каменистые трассы и уникальный 100-километровый отрезок песков и дюн, ставший одним из самых трудных испытаний. В общей сложности дистанция гонки составила 5 243 километра — и мы предлагаем вспомнить главные события тех одиннадцати дней.
Старт: Томск
Гонка началась с 25-километрового пролога соревнования, на котором экипажи смогли войти в ритм и распределить стартовые позиции на второй этап. Кроме того, в каждом из зачётов определились лидеры, хотя расстановка сил на протяжении длинного марафона ещё не раз изменится. После «супер» специального участка экипажи отправились в центр Томска, где состоялась грандиозная церемония старта, собравшая десятки тысяч болельщиков.
«Тепло ваших сердец поможет нашим участникам преодолеть все трудности маршрута ралли и 15 июля добраться до Улан-Батора, — обратился к собравшимся руководитель Проекта Владимир Чагин. — Я хочу поблагодарить за организацию этого прекрасного спортивного праздника губернатора Томской области Владимира Владимировича Мазура и всю администрацию региона за быстрое и оперативное принятие решений. Также я благодарю Владислава Ивановича Бородина и всю дружную команду «Газпром трансгаз Томск».
Спецучасток второго этапа был разделён на две части, и на второй из них два быстрейших экипажа в зачёте грузовиков — под управлением Сергея Вязовича из «МАЗ-СПОРТавто» и представителя «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева — показали одинаковый результат вплоть до секунды, что вновь подчеркнуло жёсткий характер борьбы равных соперников. Тем временем экипаж одного из фаворитов зачёта Т3 — Сергея Карякина из Snag Racing Team — из-за поломки болта крепления рычага потерял полчаса.
Роман Русинов: «Очень интересный быстрый этап. Сложная навигация, было достаточно много скрытых ям. В одном месте потеряли, я думаю, около 10 секунд, но в целом нормально. Сегодня я прямо кайфанул. Если вчера мы ужаснулись, пробили колесо, и всё начиналось очень тяжело, то сейчас было очень хорошо».
Третий этап гонки соединил административный центр Алтайского края Барнаул и столицу Республики Алтай Горно-Алтайск. На динамичных и коварных трассах от спортсменов требовалась филигранная точность, и в одном из закручивающихся поворотов в лесной местности вылетел с трассы мотовездеход возглавлявшего зачёт Open Алексея Шмотьева. Не повезло также и Илье Щеглову: из-за технических неполадок победитель ралли «Шелковый путь» 2023 года уступил лидерство в зачёте мотоциклов Алексею Наумову.
Михаил Митяев (LADA Sport ROSNEFT Raid): «Очень интересный спецучасток, он мне очень понравился — спасибо организаторам и, конечно же, всем зрителям. Я уже давным-давно не видел их в таком количестве. Нас везде встречают, провожают, поддерживают на маршруте — это очень приятно».
Четвёртый этап гонки, ставший также финалом этапа чемпионата России по ралли-рейдам, вывел в лидеры зачёта грузовиков Дмитрия Сотникова из «КАМАЗ-мастер», а в категории Т1 с проблемами столкнулся Андрей Рудской. Экипаж «НГ-Энерго» налетел на камень и потерял в общей сложности 16 часов, что поставило крест на надеждах на победу.
Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер»): «Пришлось вспомнить, как мы ездили по камням, давно этого не делали, но в целом получали удовольствие. Было чуть-чуть сложнее, не везде попадали точно, но старались. Порадовались красоте и характеру рельефа. Очень быстрый участок на внимательность, на техничность. Старались делать всё, что могли».
В рамках пятого этапа ралли «Шелковый путь» караван участников перешёл российско-монгольскую границу и отправился на быстрые и извилистые трассы между живописными холмами. На них в контратаку пошёл монгольский мотоциклист Мурун Пуревдорж, начавший прессинговать Илью Наумова, а в лидеры зачёта квадроциклистов вырвался Данил Логинов. Тем временем в категориях грузовиков и мотовездеходов борьба обострялась: по меньшей мере по три экипажа в каждой сражались за победу!
Олег Павленко (Oleg Pavlenko MMK): «Ландшафты, которые я сегодня видел, очень красивые, хотя их особо некогда разглядывать. Дорога очень разнообразная, были и скоростные участки, и сложные песчаные, и техничные. Хочется сказать большое спасибо организаторам за такую трассу — есть и сложные места, и такие, где можно отдохнуть немного, потом опять сложно. В Монголии, конечно, всё по-другому».
Спецучасток шестого этапа прошёл у подножия горной системы Монгольский Алтай в долине реки Буянт. Борьба обострилась до предела: в зачёте грузовиков тройку лидеров разделяли лишь четыре минуты, а Наумова и Пуревдоржа во главе классификации мотоциклистов — лишь 40 секунд. Тем временем в зачёте Т3 Анастасия Нифонтова до минимума сократила отставание от Андрея Новикова.
Иван Ли: «Я вообще не понимал, где нахожусь. Озеро такое красивое, тут же рядом дюны, всё такое классное. Дюны — это вообще отдельный разговор, я не ожидал, что они будут такие громадные. Там такие спуски, а точку нужно брать в самом низу, пришлось постараться!».
По пути из Ховда в Алтай экипажам предстояло пройти барханы Монгол-Элс и распутать навигационный ребус — в паутине каменистых дорог нужно было найти одну-единственную правильную. В зачёте грузовиков на этом этапе в лидеры вернулся Сергей Вязович, опережавший Дмитрия Сотникова на пять секунд, а среди прототипов класса Т1 Алексей Игнатов из-за технических проблем уступил лидерство партнёру по команде GAZ Raid Sport Александру Семёнову.
Андрей Каргинов («КАМАЗ-мастер»): «Сегодня был интересный и протяжённый день. Побольше песков, они раскатистые, большие. Концовка была хорошая — по руслу реки с камнями, где можно найти себе приключения. Спасибо организаторам за такую интересную трассу».
На восьмом этапе участников ждало одно из главных испытаний — 100 километров дюн в песчаном массиве Завхан. На подъезде к ним с техническими проблемами столкнулся лидер «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович — с помощью товарищей по команде он смог продолжить гонку, но уже без шансов на победу. Из-за поломки бензонасоса первое место в зачёте Т3 потерял Андрей Новиков, выпустивший в лидеры Анастасию Нифонтову.
Алексей Игнатов (GAZ Raid Sport): «Сегодня всё классно было. Было очень много песков — это были сто километров полноценных дюн. Ещё ни разу в жизни такого количества песка за одну гонку не ездил. Очень крутой опыт. Песок был плотный, весь проезжается. Даже если с первого раза не получается, проезжаешь со второй попытки по более пологой траектории».
На девятом этапе гонки в аварию попала Анастасия Нифонтова. Мотовездеход на высокой скорости налетел на промоину, перевернулся и из-за полученных повреждений подвески не смог продолжить движение. После этого в лидеры зачёта Т3 вышел Роман Русинов, который лишь в прошлом году дебютировал на ралли «Шелковый путь», но продемонстрировал мудрый подход и блестяще справился с песками.
Роман Русинов: «Я думаю, что это был самый сложный день. Очень сложная трасса, много ловушек. На первых 17 километрах мы дважды попали в большие ямы. Думал, что мы там и останемся. А вообще машина ехала очень хорошо, но после 17 километров ехали уже спокойно. Очень интересный спецучасток, но и самый сложный — в том числе с точки зрения навигации и ориентирования».
Предпоследний этап гонки прошёл в формате марафона — всем участникам была запрещена помощь механиков и "техничек". Спортсмены избежали серьёзных проблем и благополучно добрались до бивуака, тем не менее именно этот спецучасток во многом стал решающим, закрепив позиции в общем зачёте. До последнего борьба за первую строчку шла в категории мотоциклов, но и в нём Пуревдорж отыграл у Наумова лишь две с половиной минуты и перед заключительным днём уступал 27 минут.
Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер»): «Этап очень скоростной, но очень коварный и опасный, было много промоин. Мы сегодня были очень осторожны, так как марафон, нельзя было сломать машину, потому что обслуживаемся только своими силами. Интересно, сложно догонять, потому что все идут на максимальной скорости».
На последнем этапе все лидеры сохранили за собой первые места. В абсолютном зачёте гонки победил Роман Русинов, ставший также сильнейшим в категории Т3, в классе Т1 первенствовал Александр Семёнов из GAZ Raid Sport, а среди серийных внедорожников Т2 лидерство со старта захватил пилот S&A Racing Андрей Сушенцов, так никому его и не отдавший. Среди экипажей Open победу завоевал Дмитрий Воронов из LADA Sport ROSNEFT Raid.
В зачёте грузовиков уже в пятый раз в карьере ралли «Шелковый путь» выиграл Дмитрий Сотников из «КАМАЗ-мастер», сильнейшим мотоциклистом стал Алексей Наумов, Олег Павленко первенствовал в отдельном зачёте G-Moto Challenge, участникам которого запрещена помощь механиков, а в категории квадроциклов главные награды завоевал Данил Логинов.